Не вставайте и не выходите на улицу, а осмотритесь вокруг, где бы вы ни находились. Скорее всего, что-то, находящееся в поле вашего зрения, было сделано в Китае. Современная китайская индустриализация и производство начались только во второй половине 20-го века, но страна является мировым лидером в экспорте мебели, одежды, освещения, электрического оборудования, компьютеров, бытовой техники и многого другого. Поэтому неудивительно, что экспорт автомобилей теперь также является частью экономики страны. Но большой вопрос по эту сторону Тихого океана заключается в том, почему китайские автопроизводители до сих пор не обосновались в США, несмотря на то, что некоторые из них время от времени появляются на автосалонах этой страны с 2006 года.

На самом деле, китайские автомобили ближе к рынку США, чем думает большинство людей. MotorTrend побывал в Мехико, где в Северной Америке есть автомобили китайского производства, произведенные в Китае, и они оказывают большое влияние.

За последние три года девять китайских автопроизводителей открыли свои магазины в Мексике, и сегодня их продукция составляет 9 процентов всех проданных там легковых автомобилей. Это примечательно, если учесть, что всего четыре года назад китайские автомобили вообще не были представлены на рынке Мексики. Но такие китайские гиганты, как BYD, Chery и SAIC Motors, обосновались к югу от нашей границы, предлагая качественную продукцию по привлекательным ценам.

«Китайцы используют Мексику как переход на территорию США», — сказал Сезар Рой, аналитик автомобильной промышленности Мексики с более чем 40-летним опытом работы. Поскольку Мексика уже играет столь важную роль в производстве автомобилей в Северной Америке, а китайские автопроизводители обещают заводы по всей Мексике, эти автомобили могут оказаться на грани того, чтобы наконец выйти на рынок США.

В течение многих лет китайские автомобили имели репутацию плохо построенных подделок существующих моделей . Этот ярлык был не совсем незаслуженным: даже покупатели на внутреннем рынке Китая отдавали предпочтение иностранным брендам, таким как Buick , Cadillac и Lincoln . А поскольку китайский рынок является крупнейшим в мире, американские автопроизводители нашли там хороший бизнес по продаже автомобилей. Некоторое время это работало.

Но это уже не так.

В прошлом году продажи американских титанов General Motors и Ford в Китае снизились на 20 и 33,5 процента соответственно. Вместо этого покупатели страны обращаются к своему внутреннему рынку , особенно в отношении электромобилей.

Это изменение было вызвано несколькими факторами. Во-первых, Китай осознал, что не сможет идти в ногу с устаревшими автопроизводителями в создании традиционных автомобилей, поэтому он сосредоточил свое внимание на электромобилях — более равных условиях игры, где ни один конкурент не обладал значительно большим количеством ноу-хау, чем другой (кроме Tesla). . Развивающиеся технологии и промышленность предоставили возможность, которой можно было воспользоваться. Поэтому правительство Китая бросило все силы на инвестирование в отечественные стартапы по производству электромобилей, предоставило своим гражданам щедрые субсидии на покупку и активно приступило к созданию общественной инфраструктуры зарядки. Тем временем китайские компании по производству аккумуляторов быстро росли; CATL, например, сейчас является производителем литий-ионных аккумуляторов №1 в мире, свергнув с престола японских и корейских гигантов, таких как Panasonic и LG.

Спрос и предложение на электромобили китайских марок и китайского производства резко возросли. Автомобили, предлагаемые публике, были привлекательными, конкурентоспособными, недорогими и технологически продвинутыми, и люди хотели их покупать. Китай предложил бесплатную регистрацию электромобилей, а некоторые компании даже внедрили стратегию, согласно которой аккумуляторы электромобилей можно было менять за считанные минуты, а не ждать несколько часов для зарядки.

В Китае продажи автомобилей на новых источниках энергии — электромобилей и подключаемых гибридов — подскочили с 1,3 миллиона единиц в год до ошеломляющих 6,8 миллиона в период с 2020 по 2022 год. почти 14 миллионов новых автомобилей (около 6 процентов рынка). Сегодня автомобили на новых источниках энергии составляют 35 процентов автомобильного рынка Китая.

Китайские производители расширились по всему миру, но выбор Мексики в качестве места для производства и продажи автомобилей является особенно стратегическим шагом. В Мексике наблюдается устойчивый ежегодный экономический рост, и ее жители ежегодно покупают более 1 миллиона новых автомобилей. Но геополитический ландшафт Мексики особенно привлекателен. Соседство с США, вторым по величине автомобильным рынком в мире, на протяжении многих лет привлекало многие иностранные автомобильные компании к созданию производственных предприятий в Мексике. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), вступившее в силу 1 января 1994 года между США, Мексикой и Канадой, облегчило экспорт автомобилей из Мексики в США, и автомобильные компании использовали эту возможность для инвестирования миллиардов долларов. долларов в стране.

НАФТА было заменено 1 июля 2020 года Соглашением США, Мексики и Канады (USMCA), которое изменило правила экспорта автомобилей по региону. В соответствии с нынешним соглашением, 75 процентов автомобилей должны быть построены в Северной Америке, чтобы их производитель не платил импортные пошлины, а 70 процентов стали и алюминия должны поставляться из этого региона. В соглашении также есть положения, направленные на повышение заработной платы, например, положение о том, что от 40 до 45 процентов транспортных средств должны быть изготовлены работниками, зарабатывающими не менее 16 долларов в час.

Более того, Закон о снижении инфляции в США от 2022 года позволяет некоторым электромобилям и батареям, произведенным в Северной Америке, претендовать на полную федеральную налоговую льготу в размере 7500 долларов США, что является спасательным кругом для автомобильного производства Мексики, поскольку некоторые американские автомобильные компании уже производят или планируют производить электромобили на юге. границы.

Некоторые китайские автомобильные компании, такие как Chery, SAIC Motors и BYD, планируют построить заводы в Мексике. На данный момент BYD заявляет, что не намерена выходить на рынок США, но Брайан Ву, исполнительный вице-президент Chery Mexico, сообщил MotorTrend, что автопроизводитель действительно планирует это сделать, но отказался уточнить, когда именно.

«Конечно, это очень важно для нас», — сказал Ву. «У нас уже есть план выхода в США, но, честно говоря, я не могу больше сказать о нашей стратегии». Тем временем Chery рассматривает возможность строительства завода мощностью 400 000 автомобилей в Мексике, который можно было бы использовать для экспорта за границу. В 2005 году компания предприняла неудачную попытку выйти на рынок США, но на этот раз все будет по-другому, сказал Ву: «Я считаю, что продукция, которую мы имеем сегодня [в Мексике], будет соответствовать требованиям для рынка США. Никаких проблем с качеством. Нравится это клиенту или нет, это другая история».

Еще многое должно стать на свои места, чтобы китайские электромобили распространились на север. «Я рассматриваю производство китайских автопроизводителей в Мексике как среднесрочный проект», — сказал Гильермо Росалес, исполнительный президент AMDA, ассоциации дилеров Мексики. «[Это зависит] от того, смогут ли они технически и политически поддержать выход на рынок Соединенных Штатов и что оправдает производство в Мексике в соответствии с правилами USMCA».

Однако близость Мексики к остальной части Северной Америки — не единственное, что делает ее привлекательным бизнес-предложением. Внутри страны это также предлагает неиспользованные возможности для электромобилей. Многие электромобили для американского рынка, такие как Ford Mustang Mach-E и Chevrolet Blazer EV , производятся в Мексике, но на них ездят немногие мексиканцы. Действительно, большая часть сегодняшних электромобилей мексиканского производства экспортируется в США и слишком дорога для большинства мексиканских покупателей. Хотя правительство Мексики хочет, чтобы к 2030 году электромобили составляли половину всех автомобилей, продаваемых в стране, в реальности на долю автомобилей с нулевым уровнем выбросов в 2022 году придется менее 1 процента продаж новых автомобилей. Таким образом, цель амбициозна, но китайское ноу-хау и огромный объем уже предлагаемых электромобилей может помочь Мексике достичь этой цели. Благодаря появлению в стране доступных электромобилей и гибридных автомобилей переход к эре с нулевым уровнем выбросов теоретически должен быть проще.

«В Китае автомобили на новых источниках энергии составляют более 30 процентов, что означает, что ежегодно продается более 6 миллионов автомобилей на новых источниках энергии», — сказал Рэй Цзоу, президент BYD Mexico. «Это быстрый рост, и мы хотим поделиться этой информацией и опытом с [мексиканским] правительством, чтобы побудить его строить все больше и больше зарядной инфраструктуры».

Помимо потенциального опыта обучения у китайцев, также осуществляются крупные денежные инвестиции. По данным Секретариата экономики Мексики, в прошлом году Мексика получила 397 миллионов долларов новых прямых инвестиций из Китая по сравнению с примерно 90 миллионами долларов в 2020 году. Одним из мексиканских штатов, который привлек множество китайских компаний, является Нуэво-Леон, расположенный к югу от границы с Техасом. Недавно Tesla объявила, что откроет новую гигафабрику недалеко от Монтеррея, столицы штата.

Эммануэль Лоо, заместитель министра экономического развития Нуэво-Леона, сообщил MotorTrend, что штат привлекает многих автопроизводителей, производящих электромобили, благодаря многочисленным поставщикам, базирующимся в регионе. «Вероятно, некоторые китайские компании начнут производить электромобили», — сказал он. «Нам не разрешено говорить, какие именно, но мы ведем переговоры с несколькими разными компаниями, которые будут производить электромобили [здесь] в краткосрочной перспективе. Вероятно, в следующем году мы сделаем несколько объявлений. новых проектов, поступающих в штат».

Дома, в США, автомобили китайского производства не новы на рынке. Такие автопроизводители, как Ford и General Motors, уже импортируют автомобили из Китая: там производятся новые Lincoln Nautilus и Buick Envision . Седан Polestar 2 также родом из Китая, как и новый Volvo EX30 стоимостью 35 000 долларов , который появится в следующем году.

Но китайским автопроизводителям было трудно обосноваться в США. Chery не единственный, кто решился на это. Еще в 2008 году пять китайских автомобильных компаний, включая BYD и Geely, показали свою продукцию на автосалоне в Детройте, но рецессия, политика, отсутствие интереса и сомнительное качество — все это помешало им продвинуться вперед.

Сегодня китайские автомобильные компании, похоже, перевернули страницу с точки зрения качества, но политическая напряженность представляет собой серьезное препятствие. «Если бы я был китайским производителем, я бы беспокоился, что, если они начнут добиваться больших успехов, США могут изменить правила», — сказал Дэвид Доллар, ведущий эксперт по экономике Китая и экономическим отношениям США и Китая в Брукингском институте. Институт. «Я немного скептически отношусь к тому, что мы увидим много китайских брендов в США, потому что США могут этому помешать».

У США также есть амбициозная цель по массовому внедрению электромобилей. Администрация Байдена хочет, чтобы к 2030 году электромобили составляли 50 процентов продаж новых автомобилей, и, хотя она ввела новые стимулы для тех, кто покупает электромобили, эти соблазны распространяются только на определенные автомобили, произведенные в Северной Америке, а не в Китае или других частях мира. .

Стимулирование и сохранение хорошо оплачиваемых рабочих мест является еще одним приоритетом администрации Байдена, но Доллар считает, что это может оказаться неэффективным. «Из-за этой решимости защитить внутренний рынок в США останутся дорогие электромобили, и во всем мире мы, вероятно, увидим продолжающееся снижение цен на автомобили, работающие на новых источниках энергии», — сказал он.

Однако, по мнению Доллара, закрытие дверей для китайских электромобилей из-за политической напряженности может быть плохой идеей с точки зрения экономической политики. По его словам, более открытый подход позволит китайским компаниям иметь американских или японских партнеров, создавать совместные предприятия (например, SAIC-GM в Китае) и выходить на рынок США. Американские покупатели, по словам Доллара, выиграют от более низких цен. электромобилей в результате усиления конкуренции, и США потенциально могут достичь своей цели в области электромобилей к 2030 году.

«Если вы обнаружите больший спрос на автомобили на новых источниках энергии в таких местах, как Мексика или Европа, мы надеемся, что это окажет влияние на политику США», — сказал Доллар, отметив, что мы отстаем. «Но наша политика настолько сложна. У нас есть некоторые члены Конгресса, которые не хотят признавать важность изменения климата и необходимость перехода к переходному периоду, и, конечно же, существует большая враждебность по отношению к Китаю, поэтому я думаю, что вся эта политика останутся сложными».

Чтобы получить больше информации, мы также проехали на нескольких китайских электромобилях, пока писали эту историю в Мехико.

Первым был BYD Yuan Plus. BYD идет нога в ногу с Tesla с точки зрения глобальных продаж электромобилей, а добавление PHEV делает ее крупнейшим производителем автомобилей на новой энергии в мире. Ее продукция стильная, имеет превосходное качество сборки, а также имеет хорошие цены, как мы видели на летнем запуске BYD Dolphin в Бразилии (около 31 000 долларов за этот автомобиль с поправкой на доллары США; полный обзор можно найти в Интернете). . После расширения в Европе и других странах Латинской Америки BYD запустила свою деятельность в Мексике в апреле и планирует продать 5000 автомобилей в 2023 году — цифра, равная почти всем электромобилям, проданным в Мексике в 2022 году.

Yuan Plus — компактный внедорожник размером с Toyota RAV4 или Honda CR-V; мы выбрали его, потому что хотели увидеть, что дает интерпретация BYD этого популярного типа кузова. Обтекаемые линии, забавный интерьер, мощность в 201 лошадиную силу, крутящий момент в 228 Нм и запас хода, по оценкам BYD, в 300 миль, Yuan Plus, который мы пробовали в Мехико, продавался по цене, эквивалентной 47 000 долларов США (дешевле, чем Honda CR). V Hybrid в Мексике).

Это приятный и очень удобный автомобиль. Больше всего нас впечатлили его сборка и качество езды. Его мягкие на ощупь материалы создают ощущение высококлассности, и автомобиль достойно справляется с городскими выбоинами. В салоне достаточно места для четырех взрослых, а багажник приличных размеров. Это, безусловно, даст возможность таким автомобилям, как Toyota bZ4X и Volkswagen ID4, побороться за свои деньги.

Мы также хотели опробовать то, что остается крайней редкостью здесь, в Америке, — чрезвычайно доступный электромобиль. Войдите в JAC E10X, который продается в Мексике по цене, эквивалентной 24 000 долларов США или около того, и он дешевле, чем любой гибрид, доступный в стране. Неоново-желтый и с мордой бульдога, он обеспечивает запас хода чуть более 200 миль, но развивает мощность всего 60 л.с. и крутящий момент примерно 100 Нм. Вы сразу увидите экономию внутри: интерьер довольно спартанский, а сиденья более жесткие и похожие на кресла.

Тем не менее, это привлекательный городской автомобиль. Его небольшая мощность практически бесполезна для автомобиля с бензиновым двигателем, но благодаря мгновенному крутящему моменту E10X невероятно легко закрывает пробелы. Его короткие свесы и небольшая площадь основания позволяют легко припарковаться практически где угодно, хотя при этом приходится жертвовать комфортом и практичностью в салоне. Короче говоря, это не тот автомобиль, который мы могли бы когда-либо увидеть на рынке США. Это просто слишком мало.

Время, проведенное с этими двумя электромобилями, показало, что китайские автомобили, возможно, больше не являются теми дешевыми и шаткими вещами, которыми они были когда-то. E10X предлагает покупателям привлекательную отправную точку для городского электромобиля (при условии, что у них есть место для его зарядки), в то время как Yuan Plus должен законно заставить нервничать Ford, GM, Tesla, Hyundai, Kia и Volkswagen. Эти модели представляют две разные области рынка, но в то же время отражают идеалы, ценные и для покупателей из США.

Однако остается вопрос: где все это приземлится? Проще говоря, все сводится к тому, позволит ли правительство США китайским автопроизводителям начать американское производство; учитывая сегодняшнюю политическую напряженность, маловероятно, что мы увидим здесь китайские автомобили в ближайшее время. Но если остальной мир примет китайские электромобили по более низким ценам, США, возможно, придется пересмотреть свое решение.

Прецедент имеется (хотя и в настоящее время он более геополитически связан с Америкой): несмотря на то, что японские автопроизводители в 1970-х годах столкнулись с протекционистскими мерами со стороны США, сегодня на их долю не только приходится большая часть продаж в США, но они также имеют несколько заводов в Штатах и ​​нанимают сотрудников. тысяч американских рабочих.

Двустороннее соглашение между США и Китаем не на горизонте, но китайские автопроизводители делают ставку на Мексику как на мост, который они смогут использовать, чтобы однажды выйти на рынок США. Это большая и дорогая ставка, но они все равно могут экспортировать свои автомобили, произведенные в Мексике, в другие части мира, если их первоначальные планы потерпят неудачу. В конце концов, из Мексики они могли бы наладить морские пути в остальную часть Латинской Америки и Европы.

И если китайским автопроизводителям удастся закрепиться в США, наш опыт вождения в Мехико показал, что американские покупатели могут получить много выгоды с точки зрения продукта и конкуренции.