Мы попробовали «полностью беспилотного» конкурента Tesla из Китая. Это лучше, чем вы думаете
Одной из самых больших претензий Tesla на известность в США является ее «полностью самостоятельное» программное обеспечение для полуавтономного вождения (которое не является полностью самоуправляемым) . Однако он никогда не предлагал его в Китае. Частично из-за (вероятных) протекционистских претензий в адрес Tesla о том, что ее автомобили не соответствуют китайским правилам кибербезопасности и защиты данных, но также и потому, что у компании вообще не было картографической лицензии для доступа к китайским дорожным данным HD. Эти две проблемы были решены, когда Илон Маск посетил Китай в конце апреля, но весь пакет FSD еще не был одобрен для использования в Китае. До тех пор водители Китая все еще находятся в подвешенном состоянии.
Во время этих задержек китайские технологические и автомобильные гиганты вмешались, чтобы заполнить вакуум беспилотных автомобилей. Geely и Baidu (часто называемые китайским Google) объединились, чтобы решить эту проблему, создав Ji Yue, новый бренд под эгидой Geely. Мне удалось увидеть технологию бренда в действии, хотя и с пассажирского сиденья.
Получите полную зарядку
В Китае есть несколько конкурентов Tesla FSD
На китайском рынке есть конкуренты технологии Tesla «Full Self-Driving», несмотря на то, что Tesla не предлагает эту функцию там. XPeng, Huawei, Xiaomi, Nio и Li Auto предлагают услуги с полуавтономными системами SAE уровня 2 или 3, которые утверждают, что соответствуют технологиям Tesla или превосходят их.
У Цзи Юэ есть две модели, одна из которых была представлена на Пекинском автосалоне. Ji Yue 07 — это элегантное пятидверное четырехдверное электрическое купе, а 01 — стильный кроссовер, ставший хэтчбеком. Оба автомобиля используют одну и ту же платформу Geely SEA (архитектура устойчивого развития), которую использовали Zeekr 001 и Polestar 4. 01 — красивый автомобиль, хотя, на мой вкус, немного универсальный. Похоже, технологическая компания решила выпустить автомобиль, но не знала, как создать сильный фирменный стиль, что вполне логично, учитывая ее корни. Новый Ji Yue 07 более привлекателен, но страдает той же проблемой.
Как и система машинного зрения Tesla, система PPA (автопилот «точка-точка») Ji Yue 01 в основном работает только с камерой. Когда я спросил представителей Ji Yue, как компания избегает тех же ловушек, что и Tesla, они ответили, что система Ji Yue действительно использует радар в качестве резервного. Было неясно, как данные радара влияют на способность автомобиля к самостоятельному вождению. Но высококачественные карты HD дают автомобилю более подробные данные об окружающей среде, чем можно было бы получить с помощью одних лишь камер.
По крайней мере, во время стоянки система отлично определяла объекты. Он отображал людей, автомобили, здания и даже растения в милом блочном стиле пиксель-арта. Многие из этих объектов также были видны на проекционном дисплее автомобиля.
Команда Цзи Юэ очень, очень хотела, чтобы я опробовал функции беспилотного вождения. Меня посадили на переднее пассажирское сиденье одного из них, пока я ехал с гоночной трассы (где мы тестировали автомобили группы Geely) в отель.
Иностранным водителям практически невозможно ездить по китайским дорогам без китайских водительских прав, поэтому впечатления от Ji Yue 01 у меня исключительно как пассажирские.
PPA работает как комбинация Super Cruise от GM или Blue Cruise от Ford и FSD от Tesla. Это означает, что он будет работать только на дорогах, обработанных Baidu в формате Full HD. Технический гигант заявляет, что к концу 2024 года у него будет нанесено на карту более 200 китайских городов, но на данный момент даже не весь Пекин нанесен на карту. Похоже, что PPA нанесла на карту большинство основных магистралей и автострад города, но некоторые более мелкие переулки не были нанесены на карту. Когда мы выезжали с гоночной трассы, водителю приходилось вручную вести машину, пока он не достиг дороги, где был доступен PPA. Я не возражал. Дороги, по которым мы проезжали, имели довольно размытую разметку, и я не могу себе представить беспилотный автомобиль, который бы так хорошо двигался. Черт возьми, нашему водителю-человеку было нелегко уклоняться от припаркованных машин и велосипедистов.
Когда мы выехали на главную дорогу, водитель нажал кнопку на рулевом колесе (рычаг), чтобы включить полуавтономный режим вождения Ji Yue 01. Мы ушли.
На круглом столе во время Пекинского автосалона руководство Цзи Юэ заявило, что автомобиль на самом деле имеет «почти 4-й уровень автономности», уровень SAE, при котором водителю больше не нужно быть готовым вмешиваться, позволяя автомобилю двигаться самостоятельно, когда водитель спит или вообще без драйвера. Это довольно смелое заявление со стороны бренда. Действительно, это скорее уровень 2 — помощь водителю, который может управлять автомобилем, но только под присмотром водителя, готового исправлять ошибки.
На данный момент в Китае не существует системы уровня 3, которая в ограниченных случаях не допускает надзора за водителем. Однако такие компании, как BYD и XPeng, тестируют системы по специальному разрешению правительства Китая. Таким образом, китайские водители Цзи Юэ должны быть готовы взять на себя управление транспортным средством в любой момент.
Тем не менее, Ji Yue достаточно хорошо ориентировался в оживленном пекинском движении. Китай невероятно густонаселен, а движение в Пекине плохое. 01 был весьма компетентен в оценке беспорядка из пешеходов, нетерпеливых водителей, велосипедистов и мотоциклов, которые, похоже, не уважают правила дорожного движения. PPA имела тенденцию проявлять осторожность, уступая место велосипедам и пешеходам, которых я действительно не видел.
Но, как и большинство программ для полуавтономного вождения, которые я видел, PPA иногда был не таким быстрым, как водитель-человек. Система Цзи Юэ утверждает, что способна менять полосу движения как самостоятельно, так и по команде водителя. В какой-то момент на автостраде в час пик в Пекине водитель приказал автомобилю сменить полосу движения. Ji Yue подождал около минуты, прежде чем машина сдалась и вернула управление водителю. Водитель-человек, скорее всего, смог бы прорваться в небольшие пробки в пробках, но компьютеризированная система просто не смогла этого сделать.
Он произвел на меня впечатление, когда совершил незащищенный поворот налево через дорогу. Это непростая задача в Китае, где водители и пешеходы часто ведут себя так, будто каждый сам за себя, когда загорается зеленый свет.
Хочет ли китайский рынок вообще автономного вождения?
Система PPA Цзи Юэ впечатляет (а может и нет, если вы поклонник Tesla), но над ней и над головой любого другого беспилотного автомобиля остается большой вопрос: действительно ли кто-нибудь хочет эту штуку?
Я спросил генерального директора Ji Yue Джо Ся, как Ji Yue планирует преодолевать проблемы со спросом на свою систему PPA. В конце концов, программы Tesla по снижению цен и бесплатной пробной версии пакета FSD предполагают, что уровень спроса ниже, чем ожидалось, и компания хочет увеличить эти цифры. Ся возразил, настаивая на том, что уровень продаж Tesla низок отчасти потому, что компания не выполнила свои обещания в отношении FSD. «В Китае мы продаем настоящее автономное вождение. Мы продаем настоящий FSD», — сказал он. Хотя стоит отметить, что в Китае также нет ничего «полного беспилотного вождения». Все доступные в настоящее время системы требуют контроля со стороны водителя и технически являются функциями помощи водителю, а не системами автономного вождения. Даже за рубежом единственная коммерчески доступная система выше уровня 2 — от Mercedes-Benz. Программное обеспечение Drive Pilot — единственная продаваемая программа автономного вождения 3-го уровня, но здесь, в США, она работает только в пробках на некоторых автострадах Невады и Калифорнии.
«Я думаю, что конкуренция в США довольно слабая… но в Китае мы постоянно конкурируем с разными брендами», — продолжил он, объяснив, что превосходные технологии Цзи Юэ — это то, что поможет завоевать клиентов.
К сожалению, до сих пор этого не произошло. Ji Yue 01 поступил в продажу с октября 2023 года, но, как сообщается, к середине апреля 2024 года было продано всего лишь 2300 единиц. Аналогичная история с XPeng. Знаменитый пакет программного обеспечения для беспилотных автомобилей XNGP, похоже, не помог бренду выбраться из ада, который медленно продается. Возможно, система слишком дорогая. PPA можно приобрести за 49 990 юаней (6 906 долларов США по текущему обменному курсу) или 990 юаней (137 долларов США) в месяц. Это дорого для среднего китайского потребителя.