Китайская Zeekr теперь является публичной компанией. Его путь к продажам в США менее ясен
Geely Auto, базирующаяся в Ханчжоу владелица компаний Polestar и Volvo, имеет слишком много брендов . Но в последнее время один из них особенно выделяется: Zeekr . Сегодня утром Zeekr официально вышла на фондовую биржу США по цене 21 доллар за акцию и оценочной оценке более 5 миллиардов долларов. Через несколько минут после официального открытия торгов, когда электромобили Zeekr были припаркованы снаружи на виду у всего Нижнего Манхэттена, акции достигли почти 27 долларов, в результате чего оценка компании выросла до 7 миллиардов долларов.
Это была настоящая демонстрация силы, особенно сразу после демонстрации силы на Пекинском автосалоне и ужесточения тарифов на электромобили китайского производства, что в тот же день стало новостью. Какой день для Geely, бренда Zeekr, Китая и битвы за электрификацию в целом.
Получите полную зарядку
Встречайте Zeekr, возможно, самый популярный бренд Geely Group.
Многие американские политики рассматривают перспективу автомобилей китайского производства. Но китайская группа Geely уже в некотором роде там, теперь, когда она владеет Volvo, Lotus и Polestar, и некоторые из этих автомобилей производятся в Китае. Теперь все внимание приковано к стильному бренду Zeekr после сегодняшнего публичного дебюта в Нью-Йорке.
Конечно, это не первый стартап по производству электромобилей и даже не первый бренд, дочерний компании Geely, который стал публичным. Поэтому нам следует задаться вопросом: не потерпит ли это неудачу и не принесет ли он результатов ниже других, как и другие IPO в последнее время? И что это означает в контексте жаждущего, но неопределенного рынка электромобилей?
Не ясно. Ничто не становится ясным до тех пор, пока не упадет последняя обувь и рынки не закроются.
С момента IPO в 2022 году акции компании Polestar почти ничего не сделали, кроме падения, и сейчас на момент написания этой статьи они торгуются по ужасной цене в 15 центов за акцию. Я спросил Зикра, чем на этот раз все будет по-другому, но представители автопроизводителя отказались от комментариев.
Тем не менее, мы можем многому научиться, если просто уделим немного внимания. Давайте сравним Zeekr с другими менее звездными недавно публичными компаниями. Возможно, это будет немного безопаснее, чем дебют другой компании по приобретению специального назначения (SPAC), которая дала нам публично торгуемые бренды Lotus и Polestar. Он также находится в значительно лучшем положении, чем VinFast, еще одно IPO, которое провалилось вскоре после выхода на рынок. (Кроме того, стоит отметить, что почти каждая компания, которая вышла на биржу с SPAC, автомобильная или какая-либо другая, провалилась как камень .)
Но одно можно сказать наверняка: Zeekr теперь является брендом электромобилей, за которым стоит следить как в Китае, так и за его пределами. Он уже распространяется на Мексику и Европу, а в следующий раз может даже обратить внимание на США. TechCrunch уже называет Zeekr «самым громким IPO года по электромобилям».
С точки зрения рыночной позиции Zeekr занимает сегмент роскоши или премиум-класса, который, я бы сказал, эквивалентен Acura или Audi. Zeekr (теоретически) является дешевым продуктом от компании Polestar, которая стремится привлечь покупателей Porsche своим минималистским мотивом в скандинавском стиле. Polestar — это своего рода спортивный Volvo, тогда как Zeekr больше внимания уделяет внешнему и внутреннему оформлению. Это интересно, поскольку дизайн-работы как для Polestar, так и для Zeekr в основном выполнялись в студии Geely в Гетеборге, Швеция.
Но в то время как у Polestar действительно возникают проблемы с продажами , Zeekr постоянно растет. Частью этого успеха является предложение гораздо более полной линейки электрических седанов, внедорожников, универсалов и даже фургонов, в то время как Polestar только сейчас собирается добавить еще два кроссовера после того, как так долго полагался исключительно на седан Polestar 2.
В марте 2024 года Zeekr вырос на 117% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Компания также поставила более 230 000 автомобилей, одновременно выходя на большее количество международных рынков. В прошлом году Zeekr поставил 118 685 автомобилей, а Polestar – всего 54 600. Это означает, что Zeekr превзошел по продажам Polestar в соотношении более чем 2 к 1, и это число, которое компания набрала, поскольку китайский рынок электромобилей находится в гонке вниз по ценам.
Конечно, как и большинство стартапов по производству электромобилей, Zeekr еще не получил прибыль. Но представители Zeekr заявили, что бренд выйдет на прибыль к концу 2024 года.
Зикр здесь своего рода интересная утка, особенно для американцев. Я несколько раз разговаривал здесь с ребятами из Zeekr; этот бренд более значим, чем простой дорогой электрический конкурент Audi. Он отвечает за большую часть инженерных разработок и программного обеспечения, которые сейчас используются во всех брендах Geely Auto, включая, да, Polestar и Volvo. В Polestar 4 используются те же механические насадки, что и в Zeekr 001 . Но то, что Zeekr проделывает много закулисной работы, не означает, что он автоматически появится в США.
Или нет?
Технология Zeekr легла в основу беспилотного автомобиля Waymo под названием M Vision , и это уже известная цифра. Но когда я напрямую спросил, есть ли у Zeekr планы на США, помимо коммерческих автомобилей или сотрудничества с Waymo, бренд был довольно неубедительным.
В октябре представители Zeekr сообщили мне на мероприятии в Нью-Йорке, что продажа легкового автомобиля в США потенциально обсуждалась, но затем ответили по электронной почте, заявив, что у них нет планов продавать легковые автомобили в США.
Я спросил еще раз за неделю до IPO. «[США] — это рынок, на который [Zeekr] смотрит, но пока не берет на себя обязательств по продажам легковых автомобилей», — сказал мне представитель Geely. «Zeekr и Waymo вместе работают над следующим поколением беспилотных автомобилей; Zeekr предоставит оборудование для транспортных средств, Waymo — технологии и опыт беспилотных автомобилей».
Однако отношение США к импортным китайским электромобилям резко ухудшилось всего за неделю после получения этого заявления. Автомобили Zeekr из Китая могут столкнуться с новым 100-процентным тарифом на свои автомобили, что не очень хорошо для перспектив бренда как потенциального предложения легковых автомобилей в США — или для цены его акций.
Как сказал сегодня мой коллега Тим Левин, мы вступаем в своего рода автомобильную холодную войну . Попадут ли автомобили Zeekr в продажу в США? Сейчас это кажется более мрачным, чем когда-либо.