Ведущий математик говорит, что слишком много внимания к экзаменам может не способствовать эффективному обучению, сообщает Чжан Чжоусян.

В истории математики Шинг-Тунг Яу, несомненно, является именем, подытоживающим опыт.

Родившийся в 1949 году, он добился выдающихся результатов в областях геометрического анализа, дифференциальной геометрии, дифференциальных уравнений, общей теории относительности, математической физики, алгебраической геометрии, топологии многообразий, компьютерной графики и других подотраслях.

В возрасте 28 лет он получил работу в Институте перспективных исследований в Принстоне, штат Нью-Джерси. Шесть лет спустя он получил Филдсовскую медаль, известную как «Нобелевская премия по математике». Сейчас он по-прежнему занимается математическими исследованиями и преподает в нескольких высших исследовательских институтах Китая и США.

23 марта Яу дал эксклюзивное интервью газете China Daily в колледже Цючжэнь Университета Цинхуа.

Вы сказали, что математика является одним из трех важных предметов. Но все говорят, что их предмет важен. Так в чем же важность математики по сравнению с другими предметами?

Математика закладывает фундамент современного общества. Социальное развитие было бы невозможно без прогресса в науке и технике, которые должны исходить из математики и не могут быть отделены от нее. Можно даже сказать, что сегодняшняя человеческая цивилизация не существовала бы без математики. Например, общая численность населения человечества по крайней мере в 10 раз больше, чем 300 лет назад, и его поддержка в значительной степени зависит от современных технологий. Математика является наиболее фундаментальной частью этих технологий.

Даже социология не может обойтись без математики. Практически у каждого есть смартфон, общее количество которых может достигать миллиардов по всему миру. Как мы можем соединиться друг с другом, чтобы стать эффективной сетью? Как можно наиболее эффективно распределить ресурсы в этой сети? Все эти проблемы нуждаются в математике, чтобы решить их.

Совершенно невообразимо, каким было бы современное общество без математики.

Может ли математика решить насущные проблемы, с которыми мы сталкиваемся? Например, развивать чиповую индустрию в условиях санкций США?

Для развития индустрии чипов обязательным условием является понимание самых основных принципов. Одна из основных причин, по которой мы сталкиваемся с трудностями, заключается в том, что фундаментальная наука еще недостаточно развита, и нам не хватает четкого понимания некоторых основных теорий, необходимых для производства микросхем. Чтобы решить эту проблему, необходимо усиленно развивать всю фундаментальную науку, чтобы повысить эффективность всей научно-технической системы.

Как успех Китая на Международной математической олимпиаде помогает дисциплине?

ИМО — это не математические исследования, это просто экзамен. Слишком много экзаменов сдерживает интерес детей к математике — когда они сдают экзамены каждый день, они теряют интерес к самой математике. Я не сторонник отмены экзаменов, но считаю, что дети слишком много времени тратят на подготовку к экзаменам, что наносит удар по их интересу к математике.

Истинное знание заключается в достижении чего-то впереди других, в достижении чего-то на собственном пути. Возьмем, к примеру, себя — меня всегда очень интересовала история математики, и изучение процесса роста великих математиков для меня имеет большое значение. Поскольку я постоянно углублял свое понимание многих интересных вопросов, (моя) математика постепенно развивалась.

В частности, многие средства массовой информации часто изображают математиков чудаками, но это несправедливо. В мире десятки тысяч математиков, и большинство из них — обычные люди. Они любят литературу и играют на пианино. Один из моих друзей хорошо лазает по горам, и даже назвал гору в его честь. Рассказывая истории о математиках, важно отметить, что они смертные и вдумчивые ученые.

Многие физики и биологи занимаются популяризацией науки. Должны ли математики также повышать осведомленность?

Популярная наука хороша, но многие математики, особенно первоклассные, не хотят тратить на нее время. Тем не менее, я по-прежнему рекомендую ведущим математикам заниматься поп-наукой, потому что таким образом они позволяют большему количеству людей получить доступ, понять и изучить математику.

Каковы ваши предложения по популяризации математики?

Помимо рассказов математиков, в математике есть много интересных формул, которые применяются в повседневной жизни. Если вы изучите некоторую теорию групп в математике, вам будет легче получить желаемые результаты с кубиком Рубика, не рискуя, что может привлечь внимание на вечеринках. Если вы понимаете уравнение Бернулли, то знаете, что чем быстрее вода течет по трубе, тем ниже давление в трубе. Все это можно проверить с помощью материалов, которые можно найти повсюду, что позволяет людям интуитивно понять их.

Математика также довольно практична, как в инвестициях и торговле акциями. У меня есть несколько друзей, которые используют математические методы для инвестиций, и созданные ими модели всегда могут точно предсказать рост и падение акций, что принесло им много денег. На самом деле, большинство успешных инвестиционных компаний нанимают математиков для принятия решений, потому что их инструменты, такие как статистика и теория вероятностей, весьма полезны. Если математики смогут рассказать эти истории в популярной науке, это будет очень привлекательно для читателей.

Если родители хотят, чтобы у их детей была стабильная карьера, то математик действительно хорош. Это стабильно, со стабильной оплатой, и вам не нужно пропускать сон, как тем, кто работает на Уолл-стрит, и вы не теряете волосы каждый день, как ученый-биолог, пытающийся проводить эксперименты.

Но лишь немногие могут стать математиками, и им нужны талант и интерес. Для обычных людей, таких как мы, как нам развивать свой интерес и интерес наших детей к математике?

Родители слишком озабочены детьми в одних аспектах и ​​совершенно безразличны в других. В результате у детей нет места для развития своих интересов посредством мышления. Родителей всегда волнуют экзаменационные баллы детей, а не интересы, которые они могут развивать. Но последнее, а не первое, делает математиков.

От детского сада до старшей школы китайские ученики сталкиваются со слишком большим давлением. Тем не менее, после окончания средней школы они чувствуют, что выполнили свои задачи и мало интересуются учебой. Дети должны дать волю своим естественным инстинктам, когда они маленькие, развивать свой интерес к фундаментальной науке через общение с природой, заложить хорошую основу в средней и старшей школе и выработать привычку усердно учиться и получать знания в колледже. Детям нужно больше места.

На национальном уровне необходимо поощрять следующее поколение к изучению не только математики, но и всех фундаментальных наук. Этим летом я проведу международную конференцию по фундаментальной науке, потому что я считаю, что это основа всех современных технологий, таких как почва для выращивания деревьев. Китаю необходимо энергично развивать фундаментальную науку, если он хочет стать большим деревом с точки зрения мировой технологической державы. Я надеюсь, что больше людей пойдут по этому пути, который более значим, чем зарабатывание денег на Уолл-Стрит.